прощанье сказала Ефиму: «Любила я тебя, грешная». Прощание состоялось очень тяжёлое с друзьями, девочки плакали, а мальчики просто молчали. Как дети они договорись, что встретятся через несколько лет на Красной площади, но так они и не встретились, так как растерялись и не давали себе отчёта, смогут ли они ещё хоть раз в жизни встретиться друг с другом. Ефим поменялся адресами не со всеми, так как был маленький, но помнит, что был его другом Агренич Сергей и Мустафа, который родился 22 августа 1963 года, Инна Щеглова из Рязани — дочь военного, и конечно Ефим никогда не оставлял надежду и веру на встречу со своими Артековскими друзьями, которых он очень полюбил и это было взаимно. В 9 классе Ефим стал учиться в обычной школе, он заметил, что домашние дети в классе имеют какое-то посредственное отношение друг к другу. Многие из детей усиленно работают над будущим красным дипломом, заучивают тексты и большинство стараются получить хорошие оценки ради карьеры. Из одноклассников почти никто не хотел идти в армию, и, чтобы не идти в армию, искали институты, где была бы военная кафедра. Ефима это очень удивляло и становилось непонятным, почему у этих детей практически не развито чувство патриотизма за безопасность своей Родины. Эти дети были очень изнежены, родители их баловали, и по отношению друг к другу они не являлись сердечными, как в интернате. Среди учителей в школе были такие учителя, которые не обладали даже памятью, переписывали с тетрадки на доску какие-то тексты, и учительница математики, во время урока настолько была рассеяна, что прибывала в каком-то своём мире, который был никому не известен, а когда она спрашивала кого-то по заданным урокам, никто из учеников даже не понимал о чём она спрашивает и всё время она пила молоко на уроках с белым хлебом, и больше она следила за дисциплиной на уроках, нежели кого-то учила. Директор школы, которому было около 70 лет просто спал на уроке и вообще не понимал, что происходит. Учительница физики, которая была разведена со своим мужем, и на уроках иногда слегка ругалась матом, как бы вслух, но про себя, но Ефим ее тоже жалел. Были и хорошие учителя, которые старались заинтересовать детей на уроках, исходя из того, что они были сердечные. Это и учитель литературы – Нина Борисовна, и учитель английского языка – Евгения Исаковна. Завуч школы был очень скромным человеком, а некоторые учителя били указкой по голове со всей силы учеников за то, что они нарушали дисциплину, то есть дети должны были всё время молчать и смотреть в глаза учителям, многие из которых были бессердечными к ним, но не все до конца. Но разве это было возможно для Ефима и для многих других детей? Ученики видели, что учитель бессердечно к ним относится и не любит их, как своих собственных детей, и во многих учителях мало сердечной доброты к детям. От многих учителей явно прослеживалась высокомерность, тщеславность, и почти всегда около каждого учителя находились карьеристы — подхалимы, но их было немного, 2-3 человека в классе, которые выслуживались ради хороших оценок. Так же были и доносчики, которые писали списки отсутствующих на уроке, или докладывали классному руководителю, кто нарушал дисциплину на уроках, и в основном, как понимал Ефим, что данная школа не блистала своими учителями, большинство из них были посредственными, и скудность передачи ими знаний – ученикам, прослеживалась на каждом уроке, поэтому даже одарённые дети, если они находились в этом классе, никогда не могли бы развивать свои интеллектуальные способности. И конечно, как понял Ефим, это было из-за того, что учителя страдали в семейной жизни. Те учителя, которые развелись со своими мужьями и жёнами, страшно не любили учеников, которые были активными или неактивными, они разными путями не нарочно убивали в них активность, то пассивность. А девочки практически всегда были молчаливыми, в них отсутствовала энергия, и создавалось мнение Ефима, что в классе бессердечное отношение друг с