другу. В 8 классе, до прихода Ефима в эту школу училась девочка, которая умерла в конце зимы в 9 классе от астмы, и учитель истории – Инна Григорьевна, на уроке спрашивала одноклассников до смерти одноклассницы, почему одноклассники её не навещают? Так до самой смерти этой девочки так и никто её почти не навестил, а встретились лишь на похоронах. В классе абсолютно отсутствовало сердечные отношения друг к другу, больше девочки общались по двое, а мальчики каждый по не многу друг с другом, и то только практически во время уроков. Все готовились к поступлению в институт и порой все тратили время на зазубривание тех или иных предметов. Ефим почувствовал, что на уроках литературы детям было учиться тяжело и говорить о взрослых людях из прочитанной литературы было крайне сложно, особенно когда речь шла о любви и отношениях между женщинами и мужчинами. Для детей эта тема была крайне сложна, так же, как и для Ефима, так как никто из учителей детям никогда не рассказывал, какие чувства проходят женщины или мужчины в своих отношениях в любви. Никто точно не понимал, почему в романах или повестях женщины мучаются, мужчины мучаются именно от той любви, которая изначально их посетила. И на уроках литературы дети всегда больше слушали учителя для того, чтобы уловить хоть какую-то мысль, которая могла бы помочь разобраться ученикам в отношениях тех или иных персонажей, которые были представлены в художественной литературе. И конечно для детей неподготовленных сложно было разобраться в «Войне и мире» Толстого Л.Н., или в Достоевском Ф.М. «Преступление и наказание», потому что детям предлагалось через урок литературы, фактически судить верность или неверность действий, которые производили эти персонажи, а ещё приходилось обсуждать и понимать такие понятия как нигилизм, ложный и истинный патриотизм, и конечно у детей со слаборазвитой чувственностью были проблемы с пониманием этих понятий, так как они имели ещё детскую информацию, и не могли себя представить на месте того, или иного героя в повести или в романе, или в пьесе, кого-либо из этого персонажей. А тем более произвести анализ самого произведения, так как информации о внутреннем мире каждого из персонажей была недостаточна для того, чтобы об этом судить маленьким детям. Конечно, учителя понимали основную задачу по отношению к ученикам при коммунизме – это совесть, честь, патриотизм, и семейная ячейка. Никогда на уроках литературы не рассматривался вопрос о влиянии вероисповедания на внутренний мир человека. А соответственно без духовной линии и без знаний Божьего замысла было совершенно неясно, для какой цели ученики должны иметь лишь поверхностные знания. Представляете себе, ребёнку предлагалось изучить какое состояние испытывала Анна Каренина, которая в конечном результате бросилась из-за потери любви под поезд. Конечно, девочки быстрее могли бы понять состояние взрослой женщины, а как должны были понять состояние взрослой женщины мальчики? Поэтому все домашние задания, на которые приходилось отвечать на следующем уроке, в основном пересказывались теми словами, которые рассказывал на предыдущем уроке учитель, порой не понимая смысла, а лишь запоминая ответы со слов учителя. И конечно, так как в школах в СССР никогда не было уроков о развитии чувственности человека и прохождение пути в чувственности мужчины и женщины, дети не могли понять, что между взрослыми людьми происходит, и фактически оставались в неведении, что и их ждёт в будущих отношениях в любви, и на сколько их любовь в будущем будет долговечной? И будет ли она долговечной, и каким образом детям можно жить без любви, если они её потеряют в семейных отношениях? Поэтому каждый ребёнок в школе, на уроках литературы, всегда задумывался над жизнью, и каждый для себя, про себя, что-то определял самостоятельно, храня в себе самое главное, что любовь может быть связана в будущем даже с расставанием. И так как многие учителя тоже страдали в своей жизни от потери мужей, жён, поэтому они